| Следует | необходимо | истории | древнего | государства | внимание | Греции | полиса | Вестник  |
  • Sitemap
  • Contact
  • РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  • Тема 2. Возникновение стратифицированного
  • Тема 5. Восстания рабов в Италии во II—I в. до н.э.
  • Тема 6. Переход от республики к империи.
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Тема 3. Возникновение и становление
  • Тема 4. Расцвет афинской рабовладельческой
  • Тема 5. Социально-экономические отношения  в
  • Тема 6. Культура Греции VIII — V в. до н.э.
  • РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
  • Тема 2. Римское общество по законам XII таблиц
  • Тема 3. Экономика и классовая структура римского
  • Тема 4. Аграрное движение в Риме во II в. до н.э. и
  • РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Тематика рефератов

    1. Гомеровский вопрос: историография проблемы.

    2. Проблема  возникновения  античного  государства  в

    творчестве Е.М.Штаерман.

    3. Спарта как тип древнегреческого полиса.

    4. Древнегреческий полис и его структура: экономическая,

    социальная, политическая.

    5. Раннегреческая  тирания  и  ее  роль  в формировании

    полисного строя.

    6. «Афинская полития» Аристотеля как исторический ис-

    точник.

    7. Перикл как общественно-политический деятель афин-

    ской демократии.

    8. «История» Фукидида как источник по истории афинс-

    кой демократии.

    9. Проблема рока и судьбы в творчестве Геродота.

    10. Афинская демократия и  спартанская олигархия  как

    политические системы.

    11. Социально-политическая борьба в Афинах в конце V в.

    до н.э.

    12. Проблемы греческой экономики в современной запад-

    ноевропейской историографии.

    13. Теория «ойкосного хозяйства» К.Бюхера.

    14. Концепция античного рабства в зарубежной истори-

    ографии ХХ века.

    15. Проблемы социальной структуры античного общества

    в современной зарубежной историографии.

    16. Образ Прометея в античной мифологии.

    17. Проблема личности, общества и  государства в  эти-

    ческой концепции Сократа.

    18. Программа переустройства общества и государства в

    социально-политической теории Платона и Аристотеля.

    19. Комедии Аристофана как исторический источник по

    реконструкции общественно-политической жизни афинского

    государства.7

    20. Столкновение личных интересов и полисной морали

    в трагедиях Еврипида и Софокла.

    21. Развитие монархической идеи в творчестве Ксенофонта.

    22. К.Маркс о цели античного производства.

    23. Проблемы античной культуры в творчестве А.Ф.Лосева.

    Рекомендуемая литература по курсу

    1. Геродот. История: В 9 кн. /Перевод и примеч. Г.А.Стра-

    тановского /Под общ. ред. С.Л.Утченко. — Л.: Наука, 1972.

    2. Историки античности: В 2 т. Т.1. Древняя Греция /Сост.,

    вступ. ст. и примеч. М.Томашевской. — М.: Правда, 1989.

    3. Ксенофонт. Греческая история. — Л., Соцэкгиз, 1935.

    4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. /Пос-

    лесл. С.И.Соболевского. — М.: АН СССР, 1961—1964.

    5. Практикум по истории древнего мира /Сост. Н.Л.Про-

    сина, И.С.Свенцицкая. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1972.

    6. Практикум по истории древнего мира. Вып. 2. Древняя

    Греция и Рим. 3-е изд., доп. /Под ред. И.С.Свенцицкой. — М.:

    Просвещение, 1981.

    7. Фукидид. История /Перев. Г.А.Стратановского. — М.:

    Ладомир, 1999.

    8. Хрестоматия  по  истории  древней Греции /Под  ред.

    Д.П.Каллистова. — М.: Мысль, 1964.

    9. Хрестоматия  по  истории  древнего мира /Под  ред.

    В.Г.Боруховича. — Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1973.

    10. Хрестоматия  по  истории  древнего мира /Под  ред.

    В.Г.Борухович, В.И.Кузищина. 2-е изд., испр. и доп. — Сара-

    тов: Изд-во Саратов. ун-та, 1989.

    11. Античная Греция. Проблемы развития полиса: В 2 т. /

    Под ред. Е.С.Голубцовой, Л.П.Маринович, А.И.Павловской,

    Э.Д.Фролова. — М.: Наука, 1983.

    12. Античная цивилизация /Под ред. В.Д.Блаватского. —

    М.: Наука, 1973.

    13. Античность: Словарь-справочник /Ермолова И.Е., Кул-

    тышова И.С. и др. Ред. Ярхо В.Н. — Дубна: Феникс, 1998.

    14. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. /Пер. с франц.

    О.В.Волкова. — М.: Искусство, 1992.8

    15. Всемирная история: В 24 т. Т.3 — 4 /Бадак А.Н., Вой-

    нич И.Е., Волчек Н.М. и др. — Мн.: Литература, 1997.

    16. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки ис-

    тории Римской империи: Избр. соч. В 2 т. — Ростов-на-Дону:

    Феникс, 1995.

    17. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический сло-

    варь. В 2 т. — Донецк: Отечество, 1996—1997.

    18. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древне-

    го мира. — 3-е изд. доп. и испр. — М.: Просвещение, 1977.

    19. Древние цивилизации /Аверинцев С.С., Алексеев В.П.,

    Ардзинба В.Г. и др. /Под общ. ред. Г.М.Бонгард-Левина. — М.:

    Мысль, 1989.

    20. Древняя Греция / Под ред. В.В.Струве и др. — М.: АН

    СССР, 1956.

    21. Древняя Греция: История. Быт. Культура. — М.: Про-

    свещение, 1997.

    22. Древняя Греция: Эпос. Драматургия. История. Фило-

    софия /Под ред. А.Л.Мясникова. — СПб.: Полигон, 1995.

    23. Историография  античной истории / Под ред. проф.

    В.И.Кузищина. — М.: Высш. шк., 1980.

    24. Историография  античности. Вып.1. Античность  и

    XVIII век. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1974.

    25. История древней Греции / Под ред. В.И.Авдиева, А.Г-

    .Бокщанина, Н.Н.Пикуса. — М.: Высш. шк., 1972.

    26. История Древней Греции /Сост. К.В.Паневин. — СПб.:

    Полигон, 1999.

    27. История Древней Греции: Учеб. /Ю.В.Андреев, Г.А.Ко-

    шеленко, Л.П.Маринович; Под ред. В.И.Кузищина. — 2-е изд.,

    перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1996.

    28. История древнего мира: В 3 кн. /Под ред.И.М.Дьяко-

    нова и др. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1989.

    29. История древнего мира: Древняя Греция /Бадак А.К.,

    Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. — Мн.: Харвест, 1998.

    30. История древнего мира: Учеб. пособие: В 2 ч. — 2-е

    изд., испр. и доп. — Ч.2. — Греция и Рим / Под ред. А.Г.Бок-

    щанина. — М.: Просвещение, 1982.9

    31. История древнего мира: Учеб.-метод. пособие /Под ред.

    Л.М.Глускиной, И.С.Свенцицкой. — М.: Просвещение, 1986.

    32. История Европы с древнейших времен до наших дней:

    В 8 т. Т.2. Древняя Европа / Под ред. Е.С.Голубцовой. — М.:

    Наука, 1988.

    33. Липс Ю. История древних цивилизаций /Под ред. За-

    доя И.А. — СПб.: Полигон, 1999.

    34. Лисовый И.Я., Ревяко К.А. Античный мир в терми-

    нах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и

    культуре Древней Греции и Рима. — Мн.: Беларусь, 1997.

    35. Очерки по античной историографии /Под ред. К.М.Ко-

    лобовой, Э.Д.Фролова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.

    36. Словарь античности: Пер. с нем. /Под ред. В.И.Кузи-

    щина. — М.: Прогресс, 1989.

    37. Суриков И.Е. Античная цивилизация: Греция: Учеб.

    пособие. — М.: Светоч, 1997.

    Тематика практических занятий

    Тема 1. Хозяйственный и общественно-политический

    строй Греции в XI — IX в. до н. э.

    План

    1. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник.

    2. Гомеровский вопрос.

    3. Экономический строй греческих племен:

    а) сельское хозяйство;

    б) ремесло;

    в) торговля.

    4. Общественно-политический строй Греции:

    а) черты родового строя;

    б) имущественное и социальное расслоение;

    в) рабство;

    г) военная организация;

    д) органы управления.

    5. Предпосылки возникновения полисной организации.10

    Рекомендуемая литература

    1. Гомер. Илиада /Пер. с древнегр. Н.Гнедича (любое из-

    дание).

    2.  Гомер. Одиссея /Пер. с древнегр. В.Жуковского (любое

    издание).

    3. Андреев Ю.В. Мужские союзы в поэмах Гомера //Вест-

    ник древней истории. — 1964. — №4. — С.37—49.

    4. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. — Л.: Изд-во ЛГУ ,

    1976. — С.32—42, 92—111.

    5. Андреев Ю.В. К проблеме гомеровского землевладе-

    ния //Социальная структура и политическая организация ан-

    тичного общества: Межвуз. сб. /Под ред. Э.Д.Фролова. — Л.:

    Изд-во ЛГУ, 1982. — С.10—31.

    6. Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса //Вестн.

    древн. истории. — 1984. — №4. — С.3—11.

    7. Андреев Ю.В. К проблеме послемикенского регресса //

    Вестн. древн. истории. — 1985. — №3. — С.9—29.

    8. Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячеле-

    тии до н.э. — М.: Наука, 1966.

    9. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. — Тби-

    лиси.: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. — С.159—210.

    10. Истон Д.Ф. Исследование Трои: прошлое, настоящее,

    будущее //Вестник   древней  истории. — 1996. — №4. —

    С.208—217.

    11. Ленцман Я.А. Рабство  в микенской и  гомеровской

    Греции. — М.: Изд-во АН СССР, 1963.

    12. Сахарный Н. Гомеровский эпос. — М.: Худож. лит.,

    1976.

    13. Свенцицкая И.С. Некоторые  проблемы  землевла-

    дения по «Илиаде» и «Одиссее» //Вестник  древней исто-

    рии. — 1976. — №1. — С.52—63.

    14. Полякова Г.Ф. От микенских дворцов к полису /Ан-

    тичная Греция. Проблемы развития полиса. В 2 т. — М.: На-

    ука, 1983. — Т.1. — С.89—127.

    15. Штоль Г.А. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. — 2-е

    изд. — М.: Мол. гвардия, 1991.11

    Методические указания

    Цель занятия — изучение социально-экономических от-

    ношений и общественно-политического строя Греции XI —

    VIII вв. до н.э. по данным эпических поэм Гомера «Илиада» и

    «Одиссея».

    Работу над темой необходимо начать с выяснения значе-

    ния гомеровских поэм как особого вида исторического источ-

    ника. Для правильной оценки данных источников необходимо

    сначала внимательно ознакомиться с учебной и научной лите-

    ратурой, а уже затем работать с отрывками из поэм, приведен-

    ными в хрестоматии, в соответствии с планом занятий.

    Следует показать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» — не

    только произведения большого эпического масштаба и высо-

    ких  художественных  достоинств, но и  духовная парадигма

    античной Эллады. Для греков Гомер был, по мнению велико-

    го немецкого мыслителя Гердера, божественным вестником

    национальной славы, источником народной мудрости. По су-

    ществу, поэмы «Илиада» и «Одиссея» сыграли для эллинской

    цивилизации ту же роль, какую играет Библия в жизни хрис-

    тианской цивилизации.  Здесь же  следует  отметить,  что  об-

    щий вывод о ценности гомеровских поэм как особого вида

    исторического источника не исключает критического к ним

    отношения. Далее необходимо показать, что в поэмах содер-

    жится богатый материал о социально-экономической и поли-

    тической жизни древних греков, быте, нравах, культуре, ми-

    ровоззрении и языке греческих племен. Однако, чтобы исполь-

    зовать данные эпических поэм для воссоздания отраженной

    в них исторической реальности, требуется самый вниматель-

    ный и  кропотливый  анализ. Это  связано  с  тем,  что поэмы

    Гомера являются прежде всего художественными произведе-

    ниями, в которых поэтический вымысел и историческая дей-

    ствительность перемешаны между  собой. К  этому  следует

    добавить, что поэмы создавались и редактировались в тече-

    ние нескольких столетий, и потому в них смешаны различ-

    ные эпохи: жизнь и обычаи микенской эпохи, общественные

    отношения гомеровского времени IX—X в. до н.э. и время со-

    ставления самих поэм — VIII в. до н.э. Это создает дополни-12

    тельные  трудности при подготовке  темы. Освещая первый

    пункт плана, следует помнить, что поэма «Илиада» была со-

    здана раньше, чем «Одиссея». В качестве подтверждения дан-

    ного положения необходимо  обратить  внимание на  то,  что

    железо в «Илиаде» упоминается реже, чем в «Одиссее». Сту-

    денты должны уметь объяснить причину этого явления.

    Характеризуя источники, нельзя не учитывать достовер-

    ность данных поэм, которые, правда, находятся в сочетании с

    мифологическим, легендарным и поэтическим вымыслом, что

    подтверждается материалами  археологических  раскопок на

    территории Греции. Студенты должны знать историю откры-

    тий Микен и Трои. В процессе изучения литературы следует

    обратить внимание, что периодически на страницах ряда на-

    учно-публицистических журналов появляются публикации,

    которые ставят под сомнение достоверность данных гомеров-

    ских поэм и материалов  археологических раскопок. В  этой

    связи пристальное внимание необходимо уделить и так назы-

    ваемому гомеровскому вопросу, т.е. истории создания, автор-

    ства и оценки этих поэм в историографии. Излагая суть гоме-

    ровского вопроса, студенты должны иметь в виду, что лите-

    ратура  о  нем  необозрима:  как  в  древности,  так  в  новое  и

    новейшее время гомеровский вопрос был и остается предме-

    том  острых  споров и дискуссий. Особое  внимание  следует

    уделить  теории «малых песен»,  единого  ядра и  унитариев,

    времени и мест создания поэм.

    При изучении  экономического  строя  греческих племен

    особое внимание следует обратить на развитие сельского хо-

    зяйства (земледелие,  аграрные  отношения,  скотоводство,

    оливководство,  виноградарство,  садоводство и  огородниче-

    ство), орудия и технику сельскохозяйственного труда, рабочую

    силу, особенности землепользования и землевладения. На ос-

    новании данных поэм следует опровергнуть утверждение не-

    которых историков о господстве в то время частной собствен-

    ности на землю.

    При характеризовании развития ремесленного производ-

    ства в древней Греции желательно, чтобы студенты обратили

    внимание на положение ремесленников в обществе, на роль

    и значение ремесленной деятельности в жизни греческих пле-13

    мен, орудия и технику производства, степень труда и специа-

    лизацию профессий. Следует также выяснить, какие отрасли

    ремесла были развиты в то время и произошло ли отделение

    ремесла от земледелия?

    При рассмотрении источников, характеризующих торгов-

    лю, необходимо определить уровень ее развития, выяснить зна-

    чение второй и третьей форм общественного разделения труда

    и их  место в гомеровском обществе. Отмечая уровень разви-

    тия торговли в гомеровской Греции, необходимо обратить вни-

    мание на процесс купли-продажи, количество и качество про-

    даваемых изделий, их разнообразие. Следует уяснить, что слу-

    жило мерилом  стоимости,  какова  роль  обмена  в  развитии

    торговли, существовало ли производство на продажу, кто выс-

    тупал в роли торговых посредников, как относилось население

    к торговле и купцам. Необходимо определить роль внутренней

    и внешней торговли в жизни греческих племен.

    Изучая общественный строй Греции, необходимо выяснить,

    какое место в жизни греческих племен занимали разлагающая-

    ся родовая организация, патриархальная семья и сельская об-

    щина. На конкретных примерах, почерпнутых из поэм, перво-

    курсники должны уметь показать переходный характер обще-

    ства, в котором черты родо-племенного быта сосуществовали

    с новыми явлениями, что в недрах греческого общества шла

    борьба нового со старым, происходила ломка традиционных

    норм и обычаев родового строя, которая сопровождалась ин-

    тенсивным процессом образования классов и государств.

    Рассматривая социальную структуру гомеровского обще-

    ства,  необходимо   обратить  внимание  на  имущественную

    дифференциацию демоса, установить экономическую и поли-

    тическую основу могущества родоплеменной знати, опреде-

    лить остроту противоречий между знатью и простым наро-

    дом, выяснить характер эксплуатации свободного труда и по-

    ложение  сельских  общинников. Далее  следует  рассмотреть

    вопрос о рабстве. Необходимо установить источники рабства,

    состав и численность рабов, их положение и формы эксплуа-

    тации, область применения рабского труда и общий уровень

    развития рабства. Целесообразно также сравнить гомеровс-

    кое рабство с древневосточным.14

    Составной частью данной темы является также вопрос о

    военной организации. Главная  задача  состоит  в  том, чтобы

    на основе анализа источников показать особенности военно-

    го искусства древних греков, характер их вооружения, воссоз-

    дать картину сражений. При этом следует учитывать, что в

    поэмах отражены как легенды микенской эпохи, так и совре-

    менная поэту  действительность. Особое  внимание  следует

    обратить на то, что в это время наблюдается вырождение древ-

    ней войны племени против племени в систематический раз-

    бой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокро-

    вищ, превращение войн в регулярный промысел.

    Анализируя  работу  органов  управления,  необходимо

    объяснить, почему политическую организацию гомеровского

    общества в исторической литературе принято называть «во-

    енной демократией»? На конкретных примерах, взятых из пись-

    менных  источников,  нужно  выяснить функции  басилеев  и

    совета  старейшин, проследить постепенное  снижение  роли

    народного собрания и узурпацию родовой знатью власти ба-

    силеев. Особое внимание следует обратить на двойственный

    характер политической организации греческого общества, оп-

    ределить, какие черты гомеровского общества свидетельство-

    вали о разложении первобытно-общинного строя и зарожде-

    нии государственности.

    Разрабатывая вопрос о предпосылках возникновения по-

    лисной организации, необходимо серьезно рассмотреть и со-

    поставить описания Гомером двух  типов поселений,   соот-

    ветствующим  двум основным стадиям в развитии раннегре-

    ческого полиса:  сельская  община и протогород,  лишенный

    четких  стратификационных  градаций,  с простой  дуальной

    оппозицией — знать и родовое население. На материале поэм

    следует показать, что в гомеровский период начался процесс

    концентрации основной массы  свободного населения на не-

    больших участках, обнесенных крепостной стеной или укреп-

    ленных самой природой и противопоставления их общинни-

    кам, живущим за пределами этого укрепленного центра.

    Подводя итог занятия, следует отметить, что гомеровс-

    кий период занимает особое место в греческой истории. Это15

    было время не только упадка и культурного застоя, но одно-

    временно и время концентрации и собирания сил перед но-

    вым  стремительным подъемом. Социально-дифференциро-

    ванное общество и государство, существовавшее в Греции в

    период расцвета микенской цивилизации, зарождается здесь

    снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену центра-

    лизованному бюрократическому государству микенской эпо-

    хи шла небольшая самоуправляющаяся община свободных зем-

    ледельцев в лице раннерабовладельческого полиса.

    Контрольные вопросы

    1. Каково значение гомеровского эпоса как историческо-

    го источника?

    2. В чем заключается сущность гомеровского вопроса?

    3. Какая гипотеза в гомеровском вопросе, на ваш взгляд,

    является наиболее правильной?

    4. Какой  немецкий  ученый  впервые  открыл  эгейскую

    цивилизацию?

    5. Почему политическую организацию гомеровского об-

    щества принято  в исторической  литературе называть  воен-

    ной демократией?

    6. Какой  характер  аграрных  отношений  существовал  в

    Греции в XI — IX в. до н. э.?

    7. На какой экономической и политической основе фор-

    мировалось господство знати в предполисный период?

    8. Какое место в жизни гомеровского общества занимали

    родоплеменная организация, патриархальная семья и сельс-

    кая община?

    9. Существовали ли в Греции в гомеровский период со-

    циальные противоречия между знатью и народом?

    10. Выясните значение второй и третьей форм обществен-

    ного разделения труда и их место в гомеровском обществе.16

    Следует   необходимо   истории   древнего   государства   внимание   Греции   полиса   Вестник    Тематика   общества   источников   мира   Издво   Особенности   развития   римского   политической   Италии   выяснить   Древней   значение   определить   Афинская   проблемы